Многие руководители бизнеса считают, что для успеха компании на рынке достаточно просто выпускать качественный продукт или услугу, чтобы привлечь клиентов. Однако, это не всегда так. Незнание и нежелание руководителя участвовать в маркетинговых процессах – являются основной причиной отсутствия маркетинговой стратегии компании и, как результат, фатальной ошибкой для бизнеса.
Отсутствие маркетинговой стратегии в компании – это важная проблема, которую нужно решать, т.к. откладывание ее решения может привести к серьезным последствиям
Таким как:
Потеря клиентов или отсутствие новых;
Ухудшение репутации бренда;
Снижение и/или отсутствие прибыли;
Уход в финансовый минус, долги;
Закрытие бизнеса.
В данной материале я рассмотрю основные причины отсутствия маркетинговой стратегии и предложу несколько рекомендаций по ее разработке. В разделе сайта «Профессиональный опыт. Кейсы» Вы можете ознакомиться с моей успешной реализацией маркетинговых стратегий для различных компаний.
Что такое маркетинговая стратегия? Маркетинговая стратегия является неотъемлемой частью любого бизнеса. Она позволяет компаниям определить наиболее эффективные каналы продвижения и привлечь больше клиентов. Кроме того, она помогает компаниям удерживать уже имеющихся клиентов, повышать их лояльность и, самое главное, увеличивать продажи.
Проще говоря, маркетинговая стратегия – это цель, которая содержит план действий, необходимый для достижения компанией своих целей на рынке.
Перед Вами 2 примера постановки цели:
Выйти на рынок и заработать денег;
Выйти на рынок за 6 месяцев, наработать собственную клиентскую базу, которые вернутся к нам за повторной покупкой в течение 4-6 месяцев, со средним чеком 5000 рублей.
Разница между этими двумя целями очевидна: первый вариант – это не цель, а желание собственника бизнеса. Второй вариант – уже более четкая, конкретная и грамотная цель.
В свое время, один очень успешный бизнесмен поделился со мной лайфхаком, как правильно определить цель маркетинговой стратегии:
“
Ваша стратегия должна быть четкой и понятной, помещаться на маленьком клочке бумаги или быть рассказана в течение 10-15 секунд. А вот ее реализация – это уже набор инструментов, более сложный и трудоемкий процесс. И будет еще лучше, если Вы сможете описать свою цель одним словом.
Причины отсутствия маркетинговой стратегии.
Первой и одной из самых главных причин отсутствия маркетинговой стратегии является непонимание руководителем ее важности. Полагаться только на удачу и везение, а также на качество продукции или услуги – это неизбежный путь к провалу.
Следующая причина – это недостаток времени и ресурсов. Многие компании не имеют достаточного количества специалистов, которые могли бы заниматься разработкой и реализацией маркетинговой стратегии. Кроме того, часто возникают проблемы с бюджетом на маркетинг.
Третьей причиной является отсутствие аналитики рынка и конкурентов, незнание свой целевой аудитории и ее потребностей. В следствии чего происходит выбор неверных каналов продвижения и взаимодействия с целевой аудиторией. Кроме того, необходимо учитывать изменения в поведении потребителей и тренды в отрасли.
Конечно, каждый руководитель может обучиться маркетингу и вести его самостоятельно, но этот процесс отнимает время и откладывает решение других, более важных бизнес-процессов. Поэтому не стоит бояться делегировать маркетинг вашей компании профессиональным специалистам. Отсутствие делегирования маркетинговых процессов является четвертой причиной провала бизнеса.
Рекомендации по разработке маркетинговой стратегии:
Определите цели и задачи компании;
Проведите анализ рынка и конкурентов;
Определите целевую аудиторию и ее потребности;
Выберите подходящие каналы продвижения;
Разработайте план действий по достижению поставленных целей;
Пригласите профильного специалиста для разработки маркетинговой стратегии.
Если Ваша компания не предполагает наличие маркетолога в штате, то можно обратиться за помощью в маркетинговое агентство или пригласить маркетингового консультанта для настройки маркетинговых процессов, иными словами, для запуска маркетинга «с нуля».
Приглашение к сотрудничеству маркетингового консультанта – это менее затратный, но эффективный вариант решения проблемы по разработке маркетинговой стратегии. В отличие от агентств, консультант работает только с Вами, что существенно ускоряет процесс формирования стратегии. При этом качество работы не уступает агентствам, а стоимость услуг может быть ниже из-за отсутствия накладных расходов, таких как аренда помещения, коммунальные платежи, процент прибыли компании, зарплата руководства, административные расходы и т.д. Важно обратить внимание на опыт консультанта, его кейсы, показатели и образование. Оба варианта решения проблемы подразумевают заключение договора на оказание услуг.
В заключение можно сказать, что отсутствие маркетинговой стратегии может привести к серьезным последствиям для компании. Маркетинговая стратегия является необходимым инструментом для успешного развития бизнеса. Она помогает компаниям увеличить продажи, повысить узнаваемость бренда и управлять рисками. Поэтому необходимо уделить достаточное количество времени и ресурсов на разработку эффективной маркетинговой стратегии.